Медиа Эксперт Вашего Бизнеса
г. Архангельск, ул. Иоанна Кронштадтского, д. 17
Производство и размещение аудио и видео роликов

СтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьиСтатьи

Радиореклама, мыльные оперы и патриотизм

На сегодня радиореклама находится на втором месте, уступая по объёмам и эффективности лишь рекламе на ТВ. Днём рождения рекламы на радио считается 2 ноября 1920 года. В этот день в эфире одной из радиостанций Нью-Йорка прозвучала первая коммерческая реклама. Несмотря на то, что аудитория первого рекламного ролика составляла всего несколько тысяч человек, американские промышленники очень быстро оценили все преимущества рекламы на радио.

1930-е годы принято считать эпохой расцвета радиорекламы. Рекламные ролики заполнили эфиры всех радиостанций, и уже в 1938 году радиостанции перехватили пальму первенства у периодических изданий. Впервые вложения ведущих мировых компаний в рекламу на радио превысили расходы на рекламу в газетах и журналах. В эти годы радио являлось наиболее популярным средством массовой информации - начиная с конца 20-х годов ХХ века радиоприёмники появляются практически во всех американских и европейских семьях. А за неимением телевидения, которое вошло в жизнь западного обывателя только в 1940 г., именно радио являлось любимым развлечением жителей Запада.

Впрочем, несмотря на то, что первый рекламный ролик появился на телевидении уже в 1941 году, радиостанции вплоть до 60-х годов удерживали лидерство в области коммерческой рекламы. Только с этих лет первенство в области масс-медиа окончательно перешло к телевидению. Но несмотря на это, бизнесмены средней руки во всём мире ещё долго отдавали предпочтение радио: в 60 - 70-е годы прошлого века свыше 60% всех рекламных роликов небольших компаний выходят на радио. Тогда же в число основных «потребителей» радиорекламы начинают входить владельцы автомобилей благодаря широкому распространению автомагнитол.

С радиорекламой тесно связано и такое понятие, как «мыльная опера». Первой передачей, полностью подпадающей под это понятие, была «Клара, Лу и Эмм», вышедшая в радиоэфире NBC зимой 1931 года. Главным спонсором передачи, рассчитанной на домохозяек, была компания «Колгейт-Палмолив», которая продвигала на рынок свою продукцию, прежде всего новые сорта мыла. Так, именно в этой передаче впервые появилось упоминание популярной линейки мыла «Супер Садс», выпускаемого «Колгейт-Палмолив», и предназначенного для нежной стирки белья.

Сюжет этих радиопостановок, рассчитанных на американских домохозяек, был незатейлив до примитивности. Три подружки домохозяйки - Клара, Эмма и Луиза, жительницы маленького провинциального городка, обсуждают в течение всего эфирного времени проблемы, интересующие американских домохозяек. Это и отношения в семье, и цены на продукты, и политика. Само собой, весьма часто в своих диалогах подружки касались и продукции «Колгейт-Палмолив», давая ей довольно лестные характеристики.

Сначала первая «мыльная опера», как и большинство радиопостановок выходила по вечерам. Но уже год спустя, с 1932 года «Клара, Лу и Эмм» стали выходить в дневное время, заложив основы «классики жанра». Радиопостановка стала первой развлекательной передачей, рассчитанной на домохозяек, благодаря чему имела необычайный успех среди женского пола. До этого самое большее, на что могли рассчитывать американские домохозяйки - это прослушивание кулинарных передач «о вкусной и здоровой пище».

Не захотел отставать от «Колгейт-Палмолив» и другой «мыльный гигант» - «Проктер энд Гэмбл». Уже к середине 30-х годов он перехватил лидерство у своего конкурента в области спонсирования «мыльных опер», число которых к тому времени только на радиостанциях США достигало нескольких десятков. Именно с именем этой компании и связано появление устойчивого выражения «мыльная опера».

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что героини передач для домохозяек не всегда заботились только о благе своих мыльных спонсоров. Со вступлением США во Вторую мировую войну одним из спонсоров «мыльных опер» стал так называемый «Военный комитет по рекламе». И из уст персонажей «мыльных опер» теперь зазвучали не призывы покупать мыло, а патриотические призывы помочь своей стране в борьбе со странами Оси. И среди основных призывов радиорекламы начала 1940-х годов была кампания по сбору отработанного жира.

Радиоэфиры просили домохозяек не выбрасывать жир после жарки котлет и бифштексов, а собирать его в банки и сдавать государству. Из этого жира на химических заводах добывался глицерин, так необходимый военной промышленности США для производства взрывчатки. Таким образом, «мыльные оперы» и тесно связанная с ними радиореклама внесли свой посильный вклад в дело борьбы с фашизмом.